Необычные праздники. Судный день.

1

Жители Израиля, даже совсем далекие от соблюдения религиозных традиций, сидят дома, потому что кафе и рестораны закрыты, магазины, автозаправки и все учреждения тоже.
Не у телевизора, нет — не транслирует. Правда, сегодня и без телевизора экран вполне пригоден к фильмам, интернет еще никто не отменял. Пиво, сосиски и сало с луком можно было запасти еще пару часов назад.
Перед этим днем, на всякий случай, есть давняя традиция — у всех просить прощения, дабы создать себе образ покаявшегося праведника для последующей торговли с небесными силами: вот видишь, Сущий, я хороший, т. е. соблюдаю внешние приличия, даже предамся размышлениям в день поста о том, что еще в себе мне исправить дОлжно.
Вот так, с бокалом красного вина и ломтиками козьего сыра, присыпанных зернами граната, я тоже предаюсь размышлениям о полезности сегодняшнего отрешения от мирской суеты. И прежде всего ценю суть традиции дней прощения: избавить себя и близких от негатива — обид, недовольства, придирок и упреков. Отпустить свою «козлистость» к Азазелю, а детям дать немного порулить на дорогах. И простите меня те, кто сочтут кощунством в это время поднимать бокал за ваше здоровье при записи в Книге Жизни. Я по-своему соблюдаю суть, а не форму древних традиций моих предков: отпускаю негатив и печали во тьму и желаю всем нам Света, радости, любви и взаимопонимания.
А если совершенно серьезно, дабы не прикрывать цинизмом душевную инертность, то вот откуда тянется красная нить этих традиций: когда существовал Иерусалимский Храм, в такой, как сегодня, — день Искупления грехов, — главному Коэну (первосященнику) приводили жертвенный скот: овна во всесожжение, тельца и двух козлов (Лев. 16). Первосвященник бросал жребий и, по его выбору, первого из козлов закалывали в жертву вместе с тельцом (за грехи священника и народа), их кровью освящали скинию, а туши позже выносили и сжигали вне стана; а на второго козла первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа и козла уводили в пустыню (Лев. 16:20–22). После чего, жрец, и люди сжигавшие «нечистых» тельца и козла, и уводившие второго козла в пустыню, мылись и должны были вымыть одежду (Лев. 16:23–28). Отсюда — «козёл отпущения».
То есть, отправление козла в пустыню символизирует очищение от всех грехов и уничтожение последствий всех дурных дел сынов Израиля в результате полного раскаяния и стремления приблизиться ко Всевышнему. Ага-ага — концы в воду, буквально!
От этого-то козла отпущения и протянулась в наши дни красная шерстяная нить, которую повязавают сегодня на запястье. К рогам козла привязывали кусок красной шерсти, и, когда животное выводили из ворот храмового двора, один из коэнов разрывал этот кусок шерсти пополам: одну половину вешал над воротами, а другую — снова привязывал к рогам козла. Если раскаяние народа было искренним и чистосердечным, то в тот момент, когда козла сбрасывали со скалы, кусок красной шерсти, повешенный над воротами, становился белым в соответствии с тем, что сказано в книге пророка Исайи: «Если будут грехи ваши как пурпур, побелеют они как снег, а если будут ярко-красными, станут белыми, подобно шерсти».
Но это еще не все. Персонаж сегодняшнего дня — Азазель (сразу вспомнили Булгакова, правда?) — предводитель допотопных гигантов, восставших против Бога, после чего Архангелам было приказано убить его, но никто не был сильней, чем он, и тогда Бог приказал Архангелу Рафаилу обрубить ему крылья и отправить его в Ад. Да, вот еще целый список злодеяний этого персонажа: Азазель, согласно апокрифической Книге Еноха, научил мужчин оружейному искусству и войнам, а женщин — использованию драгоценных камней, украшений и искусству раскрашивания лица (косметике) а также искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату. О как! Короче, по повелению Бога, он был привязан к пустынной скале. Вот к нему-то и отводили бедного козла отпущения со всеми грехами народа. Позднее стали называть в пустыне одну из скал, откуда козла отправляли в пустыню, именем Азазель.
И еще один ритуал этого дня, времен существования Иерусалимского Храма: приготовление пепла для снятия ритуальной нечистоты, предполагает убой и сжигание ярко-рыжей коровы за пределами территории Храма. Сжигание ярко-рыжей коровы служило символом уничтожения греха золотого тельца, лежащего в основе всех грехов, а отправление в пустыню (преисподнюю, к Азазелю) козла отпущения, было напоминанием народу о том, какой должна быть участь совершающего преступления против Всевышнего, и указать на силу раскаяния, способную спасти человека и уберечь его от беды. Но это далеко в прошлом, задолго до разрушения Храма, от которого ничего не осталось в материальном мире. Разве что небольшой участок внешней, подпорной, стены внешнего двора храмового комплекса… Вот у нее-то и оплакивают разрушение Храма. Да-да, она самая, Стена Плача. Теперь ее называют точнее — Западная Стена Храмовой горы. И традиции, и люди теперь другие. Но по-прежнему, на свадьбах бокалы разбивают в память о разрушенном Храме.

Комментарии
[ 0,06157 ] / [ 57 ] / [ 0,05107 ]