СуккА — на иврите шалаш. Праздник Суккот — праздник шалашей, или еще его называют праздником кУщей. В память о выходе из египетского рабства и кочевой жизни — официальная версия. Осенью, когда первый урожай, первые снопы, ожидание первого дождя. Да, летом дождей почти не бывает у нас. Поэтому до сих пор в Израиле радуются дождю. Но сначала строят разные варианты шалашей, покрытых пальмовыми ветвями. Чтобы небо видно было. Потом шалаши всячески украшают. Особенно радостно этот праздник отмечают дети. Замечали, как детям нравится строить шалаши, палатки, разные свои уголки с игрушечной жизнью? В нашем детстве самым волшебным праздником был Новый год, когда украшали разными волшебными игрушками елку. А здесь целый шалаш, хоть и без елки, но такими же гирляндами, лампочками, игрушками украшают и дети, и взрослые…
Теперь о самом празднике кущей. В Новом Завете о кущах (шалашах) упоминается в описании Преображения, когда ученики Иисуса по дороге в Иерусалим на этот праздник кущей, поднимаются на некую гору лишь с тремя из множества учеников, эти трое и видят его в сиянии и белых одеждах. Из разных эпох явились древние пророки — Моисей и Илия… но сначала гору окутало облако — символ Божественного присутствия. Тогда и сказал Петр: Господи! хорошо нам здесь быть! Сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. О преображении пишут Марк, Лука и Матфей. Так, или иначе, иудеи шли в Иерусалим на праздник Суккот — один из 3-х праздников, когда все мужское население древней Иудеи (но не Аравии, кстати) шли в Иерусалимский Храм, еще не разрушенный тогда Римом. И несмотря на то, что даты этого праздника Преображения в христианстве приходятся на лето, а в Иудее праздник Кущей (шалашей) всегда осенью, после Нового еврейского года, когда так же, как в славянском празднике Спаса, угощаются яблоками, да еще с медом. Отдельный вопрос — почему в этот день совершается освящение плодов: яблок, винограда и проч. В южных странах, например в Греции позднее лето — пора, когда уже собран урожай винограда и из него делают молодое вино. И именно в это время совершались языческие празднования в честь бога Вакха — «вакханалии». Но при чем тут яблоки? Так на севере же не всегда виноград есть, а сидр — в Европе и до сих пор уважается.
А в моей обожаемой Испании — сангрия. Преображение имеет явные параллели с еврейской историей: временем обитания евреев в пустыне после бегства из Египетского рабства… Вспоминая эти времена — время общения с Моисеем, время получения заповедей, жизни в палатках, — евреи ежегодно совершали праздник Кущей, или на иврите — Суккот. Слово «сукка», давшее название празднику, переводится как «шатер», или «шалаш», или «кущи» и символизирует отказ от иллюзии, что надежным дом делает крыша. Потому шалаши покрывают пальмовыми ветвями, чтобы небо видеть, ибо от неба, а не от «крыши» зависит наша жизнь. А в Европе-то в эти дни уже дожди по-полной. Вооот. Может, потому праздник урожая, легкий спад жары, первое облако… короче, удобнее Преображение с кущами и яблоками отмечать не в октябре, а в августе. Лето уже на закате, деревья отягощены плодами, еще жарко, но уже нет той летней горячей свежести, какая была в июне, а кое-где желтизна листьев напоминает о том, что приближается осень. Это у нас в октябре, в августе еще ни одного облачка над горой не появится, только после этих праздников первые дожди вероятны. И то, если хорошенько помолиться о дожде.
Во времена существования Храма это был самый веселый праздник, с яркими богослужебными обрядами. Кульминацией торжеств было зажжение особого священного огня. На закате солнца священники — коэны и левиты, стоя на 15 ступенях лестницы, ведущей во внутренний притвор, пели, в сопровождении музыкальных инструментов, Псалмы Восхождения. А благочестивые мужчины устраивали процессии и танцы с факелами в руках. Жаркий вечер, солнце уже скрылось за горизонтом, но у Храма жизнь бьет ключом: священнослужители на кинорах, трубах, кимвалах, свирелях, бубнах… исполняют древнюю мелодию и поют. А тьму разрывает свет факелов и светильников в руках тысяч людей. В христианстве есть обычай если не восходить на гору (у кого как — Фавор-Тавор, или Хермон.), то уж освящать в день Преображения плоды. «Мы приносим в церковь плоды земли, которые были кислые и зеленые, но под влиянием лучей видимого солнца изменились, созрели.«(Еп. Мефодий (Кульман). Так и в Иерусалимский Храм иудеи несли плоды, и в Суккот в шалашах теперь плоды… Праздник урожая. Заповеди пребывать в сукке (шалаше) во всех поколениях давалось множество объяснений. Например, что, устанавливая около дома шалаш, евреи присоединяются к тем, кто сорок лет скитался по пустыне и, придя затем в обещанную им зелю (обетование — обещание. Поэтому Израиль называется Землей Обетованной), обрабатывал эту землю и радовался плодам, которые она дарила. Согласно другому толкованию, смысл заповеди в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился. В Библии Суккот — «праздник собирания плодов» (Исх. 23:16; 34:22): «праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего» (Втор. 16:13, ср. Исх. 23:16; Лев. 23:39), праздновавшийся «в конце года» (Исх. 23:16, 34:22). Суккот — один из трех, наряду с Шавуот и Песах, израильских праздников, связанных с сельскохозяйственным годом (Исх. 23:16, 34:22; Лев. 23:34–36, 39–43; Чис. 29:12–38; Втор. 16:13–15).
С древнейших времен Суккот был одним из наиболее важных паломнических праздников и потому назывался «праздник Господа» (Лев. 23:39; Суд. 21:19) или просто «праздник» (I Ц. 8:2, 65; 12:32 и др.). Скорее всего в своей основе Суккот — сельскохозяйственный праздник, заимствованный израильтянами у ханаанеев (праздник в честь сбора урожая был широко распространен у народов древнего Ближнего Востока), а его связь с исходом — позднейшего происхождения. В Суккот выполняют особый ритуал — «вознесение лулава». Лулавом называется как лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе. Принято поднимать и благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей. Этрог, обладающий и вкусом, и запахом, — это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, — это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел. Мирт — растение несъедобное, но приятно пахнущее — это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела. Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, — это евреи, которые не знают Тору и не делают добра. Принято поднимать и благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей. И все-таки Бог всех соединил в один букет — один народ, чтобы помогали друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга. Согласно другому толкованию, каждое из растений — определенная часть человеческого тела. Этрог — это сердце, тонкий и прямой пальмовый лист — позвоночник, мирт с его овальными листочками — глаза, а ива — уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу. Так вот, в Библии подробно расписано что, кто, чем и зачем должен в обрядности этого празднования делать: в книге Левит (23:39–43) содержатся два особых предписания, связанные с Суккот, — «в кущах живите семь дней… чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов израилевых, когда вывел их из земли Египетской» и «возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь перед Господом Богом вашим семь дней». Законоучители назвали эти растения арба’а миним (буквально `четыре вида`) — этрог (вид цитрусовых), хадассим (мирт), лулав (нераскрывшаяся пальмовая ветвь) и аравот (верба).
Согласно мнению раввинов, библейский закон предписывает каждому мужчине держать арба’а миним в первый день праздника (ср. Лев. 23:40). После разрушения Второго храма Иоханан бен Заккай предписал, чтобы евреи, где бы они ни праздновали Суккот, брали арба’а миним в руки каждый день на протяжении всех семи дней праздника в память о Храме (Сук. 3:12). Арба’а миним нужно держать в руке во время произнесения Халлел (который произносится в Суккот полностью; Пс. 113–118 /в русской традиции 112–117/); следует плавно помахивать ими при начале Пс. 118 (117) и во время произнесения стиха 25 этого псалма (Сук. 3:4). Сначала следует помахать на восток, затем на юг, запад и север — вверх и вниз. Завтра мы увидим этот обряд у Стены Плача. В некоторых общинах еще сохранился обряд возлияния воды, сопровождавшийся игрой на свирели, симхат бет-ха-шоэва (буквально «веселье в месте, где черпают воду»). Обряд, по-видимому, основывается на стихе 12:3 из пророка Исайи: «И в радости будете черпать воду из источников спасения». Да потому, что если не будет дождя — следующих урожаев не будет тоже. Несколько лет назад сразу после этого праздника в Израили устроили совместную молитву о дожде представители трех религий: иудаизма, христианства и ислама. От каких направлений каждой из них — не нашла сведений. В современном Израиле Суккот (так же, как и другие паломнические праздники — Песах и Шавуот) празднуется один день. После первого праздничного дня наступают так называемые полупраздники: школьники и студенты не учатся, а на предприятиях и в учреждениях принято либо брать отпуск, либо работать полдня.
В канун праздника устраиваются специальные базары, где продаются этроги, лулавы, пальмовые ветви для кровли, приспособления для постройки и украшения сукки. По всей стране можно видеть шалаши — во дворах, в палисадниках, на балконах и верандах, на автомобильных стоянках. Ни одна военная база не обходится без праздничной сукки. В первый вечер праздника хозяин сукки должен съесть в ней по меньшей мере кусок хлеба величиной с маслину; если хозяин ужинает, он должен делать это в сукке. Принято строить сукку возле синагоги для тех членов конгрегации, у которых нет своей сукки. Среди каббалистов (эзотерическое направление иудаизма) в 16 в. возник обычай каждый день символически приглашать в сукку одного из семи библейских героев — Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Аарона, Иосифа и Давида. Эти «гости» (ушпизин) соответствуют семи из каббалистических сфирот. Шмини ацерет празднуется в соответствии с библейским предписанием «В восьмой день пусть будет у вас праздничное собрание (ацерет); никакой работы не делайте» (Чис. 29:35). В этот день читается Изкор, (Помни) произносятся поминальные молитвы и молитвы о дожде. Сегодня уже мало кто действительно живет в шалаше все семь дней праздника. Обычно семья только обедает в сукке, лишь некоторые остаются там на ночь. Порадовать в Суккот детей, воспринимающих этот праздник как интересное приключение — для взрослых важно, тоже получают заряд позитивного настроения. И радуются как дети и вместе с детьми. Так что, возрадуемся, бояре, Ле хаим (буквально — за жизнь)!