В Европе западной и восточной, в Азии и в Африке, в Америке и в Австралии считается, что евреи — это нация. Или этнос. Или община, а может и религия. В Израиле нет таких определений. У евреев разные языки (не диалекты, а именно языки), разного цвета кожа, разрез глаз, разная кухня…
Иудей — человек религиозный, посещает синагогу, соблюдает традиции своей религии. А еврей? Нация, этнос, религия, профессия, или образ жизни? Сложно определить.
В Израиле нет коренного населения. Все народы в каком-то поколении иммигранты. Граждане называют друг друга по языку предков: греки, поляки, русские, немцы, иранцы, мароканцы, эфиопы, индусы, китайцы, французы… винегрет народов. И религий, этносов, конфессий — десятки и сотни.
Но сейчас поговорим об этнически русских, которые прибыли в Израиль как верующие иудеи. Уточню: не о евреях, узнавших здесь о том, что они русские, а наоборот: о русских, которые сначала стали евреями (герами, прозелитами, или субботниками, жидовствующими) в России, а потом — их потомки узнали о своих русских корнях.
В тель-авивском Музее диаспоры, где занимаются генеалогией еврейских семейств, каждый посетитель может узнать об израильских семьях, чьи корни идут от русских крестян-жидовствующих (молокан). Так, Эфрони ведут свой род от Нечаевых, Шмуэли от Протопоповых, Яакоби от Матвеевых, Дроры от Орловых, а может быть, Куракиных… «Жидовствующими» называли секту, созданную в среде русских придворных аристократов при царе Алексее Михайловиче, во второй половине XVII века. Причины же появления крестьян-субботников (молокане не ели мясо, но пили молоко и соблюдали субботу, считали этот день священным) не раз изучались царскими комиссиями. Дело в том, что иудаизм — не миссионерская религия, его запрещено распространять среди других народов. Не царским указом запрещено, а самой иудейской религией. Субботник, похоже, возникали как реакция неграмотных крестьян на несоответствие русской жизни библейским нормам. После указов Александра I, относящихся к 1803 году, которые дали молоканам и духоборам некоторую свободу, у молокан утвердилась уверенность в существовании царского указа «О свободе вероисповедания молокан и духоборцев» от 22 июля 1805 года. Основанием этой уверенности послужила хранящаяся у одного из молокан записка о походе к царю поверенных от молокан Журавцова, Мотылёва и Лосева, государственном совете, который Александр I созвал для рассмотрения их прошения, и последующем царском указе. Эта записка послужила поводом для проведения молоканами юбилейного съезда в июле 1905 года в селе Воронцовка Тифлисской губернии. Общины субботников возникли в разных местах Российской империи независимо друг от друга и без влияния евреев извне. Субботников и жидовствующих, или молокан, в XVIII веке становится все больше среди помещичьих крестьян центральных губерний России.
Историк Н. И. Костомаров связывал возникновение сект молокан с «развитием в русском народе рациональных умствований». Члены общины соблюдают все иудейские обряды и праздники. К началу ХХ века общины иудействующих существовали в 30 губерниях Российской империи и насчитывали десятки тысяч человек. Часть из них уезжали в землю Обетованную. Здесь селились в еврейских сельскохозяйственных поселениях, к примеру, Галилеи. В начале ХХ века несколько тысяч молокан эмигрировало в США и Мексику. Семьи Дубровиных, Матвеевых, Куракиных внесли огромный вклад в создание будущего еврейского государства. Они намного более успешно, чем не имевшие опыта сельскохозяйственной деятельности европейские евреи, преодолевали экстремальные трудности: осушение болот, малярию, нападки арабских бандитов. Так, Дубровин, основавший ферму в поселении Йесод а-Маала в Верхней Галилее, известен тем, что держал в узде бандитов из соседних деревень. Потомком «субботников» был легендарный генерал Рафаэль Эйтан.
Сегодня тысячи «субботников» смогут репатриироваться в Израиль на законном основании. Несколько лет назад главный сефардский раввин Израиля дал «зеленый свет» на репатриацию «субботников» и выразил готовность способствовать их абсорбции. Так молокане Российской империи стали солью земли Обетованной.